Изменения в избирательном законодательстве

     1 июня 2017 года в избирательный процесс были внесены существенные изменения

     Вступили в силу федеральные законы № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законодательные акты вносят в избирательный процесс существенные изменения.

 

Голосование по месту нахождения
     Законодательными актами предусматривается отмена голосования по открепительным удостоверениям и досрочного голосования. Вместо этого вводится новый механизм реализации избирательных прав граждан –  голосование на основании заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения. Новый порядок реализации избирательных прав граждан будет применяться на выборах в органы государственной власти РФ, а также органы государственной власти субъекта РФ, референдуме субъекта РФ (если закон субъекта РФ не установит обратное).
     Механизм предусматривает, что избиратель (участник референдума), который будет находиться в день голосования вне места своего жительства (но в пределах соответствующего избирательного округа, округа референдума), вправе подать в избирательную комиссию (комиссию референдума) заявление о включении в список избирателей (участников референдума) по месту своего нахождения. Заявление подается избирателем лично по предъявлении паспорта:
    * в территориальную комиссию по месту своего жительства или по месту, где он будет находиться в день голосования, – не ранее чем за 45 и не позднее чем за 5 дней до дня голосования (понедельник);
    * в участковую комиссию по месту своего жительства или по месту, где он будет находиться в день голосования, – не ранее чем за 10 и не позднее чем за 5 дней до дня голосования (понедельник).
    Заявление может быть подано также при помощи Единого портала государственных и муниципальных услуг, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Условием для предоставления избирателям такой возможности является наличие соглашения между избирательной комиссией субъекта РФ и уполномоченным многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
    Детально порядок подачи заявления о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту нахождения на выборах в органы государственной власти субъекта РФ, референдуме субъекта РФ приведен в приложении к постановлению ЦИК РФ от 9 июня 2017 года № 86/739-7 (прилагается).
*
Формирование избирательных участков
    Федеральный закон № 104-ФЗ устанавливает, что избирательные участки, сформированные на 5 лет, считаются действующими на постоянной основе, т. е. бессрочно. Данная норма вступает в силу с 1 октября 2017 года.
    Изменения в законодательстве регламентируют возможность разукрупнения избирательных участков. Под разукрупнением понимается уточнение перечня и границ избирательных участков с целью уменьшения максимальной численности избирателей, участников референдума на участке до 1 500 человек.
    После проведения выборов Президента РФ, а именно с 1 мая 2018 года, вступят в силу нормы, допускающие уточнение перечня и границ участков с целью увеличения максимальной численности избирателей на участке до 3 000 человек, а также в целях обеспечения наибольшего удобства избирателей с учетом ввода в эксплуатацию новых многоквартирных домов, жилых домов или необходимости замены помещений для голосования. 
    В соответствии с Федеральным законом № 104-ФЗ, решение об уточнении перечня избирательных участков, участков референдума и (или) их границ в указанных выше целях должно быть принято один раз в пять лет, вне периода избирательной кампании, кампании референдума, а в исключительных случаях – не позднее чем за 70 дней до дня голосования. В настоящее время ЦИК РФ разрабатывает объективные критерии, которые должны содержаться в обосновании такого решения.
*
Формирование избирательных комиссий
    Если срок полномочий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, территориальной, участковой комиссии истекает в период избирательной кампании, кампании референдума, формирование нового состава такой избирательной комиссии не производится до дня официального опубликования результатов выборов, референдума. Срок приема предложений по новому составу избирательной комиссии составляет 30 дней и должен начинаться не ранее дня официального опубликования результатов выборов, референдума и оканчиваться не позднее чем через 60 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума. Сформированная в новом составе избирательная комиссия собирается на свое первое заседание в десятидневный срок после дня окончания избирательной кампании, кампании референдума.
    Изменения коснулись и порядка формирования резерва составов участковых комиссий. Предусмотрено, что формировать его может не только избирательная комиссия субъекта РФ, но и по ее решению территориальные избирательные комиссии. Необходимым, но пока не реализованным условием для применения данной нормы является принятие ЦИК РФ соответствующих изменений в установленный ранее порядок формирования резерва.
*
Порядок заполнения подписных листов
    С учетом правоприменительной практики законодателем был уточнен порядок заполнения подписных листов в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Установлено, что адрес места жительства избирателя может не содержать каких-либо реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Соответствующие изменения были внесены и в форму подписных листов.
*
Гласность в деятельности комиссий
    Изменения в законодательстве коснулись порядка назначения и работы наблюдателей. Федеральным законом № 103-ФЗ установлено, что на выборах Президента РФ не применяются положения о назначении на один избирательный участок двух наблюдателей от одного субъекта, а также о назначении конкретного наблюдателя только на один избирательный участок.
    Также на выборах Президента РФ не будет действовать норма закона, устанавливающая необходимость представления в избирательную комиссию списка назначенных наблюдателей в срок не позднее чем за три дня до дня голосования.
*
Ответственность за нарушение избирательного законодательства
    Отдельные изменения внесены в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Статья 5.6 КоАП (нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя, уполномоченного представителя, представителя СМИ) изъята из перечня составов, по которым протокол об административном правонарушении должен составляться представителями органов внутренних дел (полиции), и отнесена к перечню исключительной компетенции прокуратуры: дела об административных правонарушениях в рамках данных составов теперь возбуждаются прокурором.
*
Обеспечение избирательных прав граждан,
являющихся инвалидами
    До внесения изменений Федеральный закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривал, что сведения о численности избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, должны представляться с указанием групп инвалидности. Изменения от 1 июня 2017 года указывают, что Пенсионным фондом РФ представляются сведения о численности на соответствующей территории избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, по группам инвалидности и следующим видам стойких расстройств функций организма: зрения (слепые и слабовидящие), слуха (глухие), опорно-двигательного аппарата (лица, имеющие значительно выраженные нарушения функций верхних конечностей или нижних конечностей). Данные сведения представляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года в течение соответствующего месяца.
    В статью 20 Федерального закона № 67-ФЗ внесен пункт 162, устанавливающий, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов обязаны содействовать избирательным комиссиям, комиссиям референдума в работе по обеспечению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма, а также указанным гражданам в оказании необходимой помощи на основании заключаемого между ними соглашения.

 


Другие записи раздела Новости